ДПКВ: ремонт датчика положения коленвала на погрузчике 24.08.2021


При всех стараниях, соблюсти идеальные требования к эксплуатации спецтехники довольно сложно. Непростой рельеф местности, разница температур в регионах, трудные участки, на которых проводятся земляные работы – при неудачном стечении обстоятельств, все это ведет к поломкам, не связанным с износом или качеством изготовления.  Например, из строя может выйти датчик ДПКВ. О том, как починить его, поговорим в этой статье.


Подробнее о датчике положения коленвала

Датчик положения коленчатого вала – это один из элементов в системе электронного распределения впрыска топлива. Датчик дает сигнал бортовому компьютеру о готовности подавать топливо, который, в свою очередь, включает бензонасос, через форсунки впрыскивающий горбчее, и систему зажигания, воспламеняющую топливо после подачи. Для того, чтобы подавать сигнал вовремя и корректно, компьютеру необходимо знать положение поршней в каждый момент времени, чтобы команда проходила именно в нужный момент времени: топливо в нижней мертвой точке, искра в верхней мертвой точке. Датчик коленвала работает совместно с другим элементом – зубчатым колесом, в котором допущено несколько пропусков в зубцах в специальной последовательности.

В случае поломки, эта небольшая деталь полностью выводит технику из строя. К счастью, это недорогая деталь-полупроводник, которая легко заменяется и проста в установке. Более того, конструктивно все производители техники располагают датчик таким образом, чтобы доступ к нему не был осложнен и снятие вышедшего из строя датчика происходило максимально быстро.

Виды датчиков коленвала

Датчик коленвала выполняется производителями в одной их трех вариаций: Холла, индуктивный или оптический.

В датчике Холла для подачи сигнала на ЭБУ требуется источник питания. Требует некоторой сноровки при замене. Источник тока подает на обмотки напряжение 5 В или 12 В, создавая в катушках магнитное поле. Этот магнитный контур остается замкнутым, пока возле штока проходят полные зубцы. При прохождении участка без зубьев контур размыкается, ЭБУ получает соответствующий сигнал об этом.

В технике Болдер используется надежный индуктивный датчик. Он не требует подавать питание и обладает простой конструкцией, позволяющей легко провести замену. Для подключения используется разъем с 2 контактами, так как ток возбуждается в самом полупроводниковом приборе, подключение производится двумя проводами. Магнит внутри прибора создает переменное поле в сердечнике, напряжение электродвижущей силы возрастает в момент прохождения участка без зубьев и снижается возле зубов полного профиля.

Оптический – состоит из передатчика со светодиодом и приемника, реагирующего на световой луч в момент прохождения участка без зубчиков мимо него.

Расположение ДКПВ

По назначению ДПКВ сложно определить, где находится датчик в конструкции двигателя: средняя часть вала содержит несколько колен для крепления деталей кривошипно-шатунного механизма, свободными остаются его края. Реперная шестерня с пропущенными зубьями расположена возле маховика ДВС, либо синхронизатор находится на противоположном конце у шкива отбора мощности двигателя, приводящего в движение ремень генератора. Реже задающий диск крепится на валу шпонкой непосредственно возле противовеса со стороны фланца. Поскольку реперный диск не входит в зацепление с шестернями, не передает вращение ремням и цепным передачам, он практически никогда не бывает неисправным, даже при длительной эксплуатации. Однако вокруг машины всегда найдутся источники грязи, из- за которых промежутки в местах отсутствующих зубьев могут забиться грязью.

Чтобы восстановить корректную передачу сигналов о положении поршней на коленчатом валу, просто снимите ДПКВ и прочистите этот участок WD-40 или силиконовым аэрозолем.


Причины неисправности

Помимо нарушения динамики движения транспортного средства, признаки неисправности ДПКВ могут выражаться довольно разнообразно. Например, на холостом ходу будут скакать обороты или ощутимо упадет мощность двигателя внутреннего сгорания. Стоит проверить проводку на наличие повреждений пред тем, как снимать датчик коленвала, убедится, есть ли контакт на клеммах АКБ и датчика положения коленвала. В условиях «домашнего» обслуживания стоит замерить сопротивление обмоток катушки, и, конечно же, прочистить реперный диск, убедившись, что между зубцов нет грязи, которая может вводить датчик в заблуждение. Если этого недостаточно для определения проблемы, необходимо перейти к другим способам диагностики.

Рассмотрим частые проблемы:

 •        Если синхронизирующий диск был установлен неправильно, то прохождение выемки между зубов не будет совпадать с движениями поршня и цилиндров. Переустановите диск корректно.

•         Если у реперного диска повреждены зубья, датчик будет считывать их как пропуск, давая неверные данные компьютеру техники. Убедитесь, что все зубья целы, не имеют сколов, изгибов, каверн, которые могут привести к искажению сигналов датчика.

•         Если между датчиком и зубом на диске слишком маленький или слишком большой зазор, это приведет к некорректному считыванию данных. При необходимости замените у распредвала крышку шестерни. Расстояние, в зависимости от вида, в норме составляет всего 0,5-1,2мм.

•         Если при проверке контактов их состояние оказалось недовлетворительным, были выявлены неисправности, вероятная проблема – в неполадке ЭБУ (электронный блок управления). В этом случае поможет только поездка в сервис.

•         Если в заедающем диске регулярно происходит радиальное биение, если стоит заменить на такую же запчасть с аналогичным расположением зубьев, без изъянов.

•         Неисправность высоковольтной цепи зажигания может крыться в сопротивлении проводов с наконечниками. Оно должно быть меньше 6 кОм. Кроме того, они не должны замыкать на корпус мотора, сопротивление вторичных обмоток катушек зажигания должно быть меньше 13 кОм, в противном случае возможно наведение помех в канал синхронизации.

•         Сломаться может и сам датчик, если перемагнитятся или перепутаются выводы на штекере, потеряется чувствительность датчика. В этих случаях необходима замена ДПКВ.

•         Еще одна причина неполадок - обратная полярность проводов. Проверьте, чтобы контакты соединялись правильно: контакт 2 должен соединяться с клеммой 49, контакт 1 - с клеммой 48.

•         Проблема может скрываться в короткозамкнутых проводах. Для исправления неполадки проведите замер сопротивления 49 – 2 и 48 – 1, а так же пошевелите жгут для выяснения причины короткого замыкания.

•         Повреждения оболочки жгута или обрыв оболочки экранирующей датчик – редкая, но возможная проблема наполадок ДПКВ. Для исправления проблемы зажигание отключить, проверить опрессовку и оболочку.

•         Обращайте внимание на возможное замыкание сигнального провода на бортсеть. Для проверки отследите напряжение сети - при включенном зажигании 2 – 3 и 1 – 3 оно должно быть около 12 В;

•         Еще одна возможная проблема - обрыв сигнального провода. Для определения необходимо прозвонить омметром цепи 2 – 49 и 1 – 48 отсоединенного жгута.

•         В ходе эксплуатации изоляция может быть повреждена крыльчаткой вентилятора или горячими патрубками двигателя, что приводит к замыканию сигнального провода на массу. Для исправления отключите зажигание и проверьте сопротивление 48 и 49 цепей на массу, а контактов 1 и 2 - на корпус мотора.

•         Проследите, нет ли влажности внутри колодки или разъема. Если присутствует вода, то следует избавиться от нее ватной палочкой и прочистить токопроводящие элементы.

Процесс замены ДПКВ

Поскольку ДПКВ считается неремонтируемым «расходником», у начинающего пользователя возникает проблема, как заменить полупроводниковый прибор самостоятельно. Обратите внимание, что при неполадках и некорректной передаче сигнала на приборной панели не будет высвечиваться никакая ошибка, поэтому от успешной диагностики зависит объем ремонта и дальнейшая жизнь техники. Начните с визуального осмотра и очистки требующих этого деталей. Затем проведите измерение индуктивности и проверку мультимером. 

Визуальная проверка

Указанные симптомы достаточно точно указывают на неисправность ДПКВ. Проверка традиционно начинается с визуального осмотра, как более легкого в исполнении:

1.      оценивается состояние проводки, колодок и разъемов, схемы подключения;

2.      измеряется зазор между зубом синхронизатора и электродом датчика;

3.      затем стоит демонтировать ДПКВ, вытащив разъем жгута, и открутив единственный; крепежный винт, чтобы оценить состояние зубчатого диска на наличие загрязнений, сколов.

 

Выявленные дефекты устраняются, если визуальный осмотр не принес результатов, необходима аппаратная проверка.

Мультиметр переключается в режим омметра, щупы замыкаются на клеммы 1 и 2, сопротивление должно быть в пределах 300 – 500 Ом. Затем тестер переключается на вольтметр, чтобы прозвонить ДПКВ между этими же выводами. На оборотах 200 мин-1 напряжение исправного датчика будет чуть больше 1 В.

 

При перемагничивании замена ДПКВ производится в обязательном порядке. Проверить полярность можно следующим образом:

1.           вынуть жгут из цепи датчик – ЭБУ;

2.           установить тестер в положении вольтметра постоянного тока;

3.           замкнуть щупы на разъемы 1 (минус) и 2 (плюс);

4.           резко поднести рабочий орган датчика с массивному стальному предмету.

Правильная работа датчика возможна при появлении на экране тестера положительного значения напряжения. Если значение отрицательное, полярность нарушена, датчик придется поменять.

 

Взаимозаменяемость ДПКВ

При необходимости владелец спецтехники способен самостоятельно заменить и датчик, и задающий диск, но при этом следует учесть, что только совместная работа датчика и реперного диска позволяет отправлять в ЭБУ корректный сигнал, а датчик лучше менять  вместе со жгутом. Старайтесь иметь запасной ДПКВ в спецтехнике, поскольку двигатель при его поломке обычно не заводится. Диагностика возможна в условиях самостоятельного сервиса, однако сама деталь считается неремонтопригодной.