Как увеличить производительность работы погрузчика в карьере20.02.2022

Среди нашей линейки для карьерных работ предназначен WL56, и с момента релиза мы получаем вопросы о том, как использовать его с максимальной пользой. В сегодняшней статье подробно поговорим о том, что можно сделать без лишних вложений, и какие факторы влияют на производительность машины, кроме технических характеристик.

Поскольку погрузчик весит меньше экскаватора при большем объеме ковша, да еще и намного мобильнее за счет колесной базы, то именно в его пользу чаще всего и отдают предпочтение покупатели. Учитывая, как выросли цены на дизельное топливо, можно считать, что экономичность использования с экскаваторами у погрузчиков примерно сравнялась.

Производительность зависит от типа карьера - работа с песком, гипсом, мелким щебнем и прочей “сыпучкой” - идеальный вариант, позволяющий под завязку наполнять ковш и заполнять самосвалы один за другим. В то же время крупные куски породы в ковше, конечно, разместятся не с такой ювелирной точностью - меньшая заполняемость, конечно, равна меньшей эффективности, так что еще на этапе подбора техники стоит продумать, под какие задачи вы ее берете, чтобы не промахнуться в таком ключевом показателе. Погрузчик в любом случае покажет большую заполняемость, чем экскаватор такого же веса, за счет более геометричной формы ковша.

Если же техника и тип карьера друг другу подходят, увеличить производительность можно зубьями и ножами на ковш, чтобы “срезать” материал со стены карьера было удобнее. На нашей машине уже установлен укрепленный ковш с зубьями, но со временем он сточится, так что в долгосрочном планировании лучше брать пару насадок про запас, чтобы не проседать в эффективности спустя год-полтора.

Очевидный, но почему-то редко применяемый способ увеличения отдачи от техники - ее правильное размещение. Чем меньше действий проходит от набора до выгрузки, тем быстрее этот процесс будет повторен, а самосвал - загружен под завязку, поэтому размещать технику стоит по соседству. На прикрепленной иллюстрации можно наблюдать оптимальные позиции погрузчика и принимающей машины. Парковка самосвалов таким образом потребует определенной аккуратности от водителей, поэтому стоит уделить достаточно внимания предварительной подготовке рабочей площадки в карьере (минимально - 50 на 50 метров).

Наконец, стоит учесть и форму самого забоя. Если используются технологии подрыва породы, и материал ссыпается сверху вниз так, что его удобно набирать плоским и вместительным ковшом погрузчика, то формат забоя не особо важен. Если материал “срезается” со стен - например, песок или земля, то забой для работы фронтальника должен иметь пододящую форму - его высота может быть выше максимальной высоты подъема стрелы погрузчика примерно на метр, не больше. В противном случае копание приведет к опасным ситуациям, когда “козырек” выше зоны работы просто обрушится на погрузчик.

Если же разработка идет в яме, то погрузчик из-за своего устройства вряд ли покажет хорошие результаты - там, где забор материала планируется ниже уровня колес, итог будет очень скромным, а особо “жадные” операторы, ухитрившиеся нагрузиться в таком положении, рискуют опрокинуть машину, потеряв точку опоры. Для работ в яме предпочтение стоит отдавать экскаваторам (они у нас тоже есть).

Стоит также учесть, что правильный подбор шин позволяет колесному погрузчику работать в карьере даже без предварительной подготовки, в 5-10 раз превышая скорость перемещения экскаватора. Однако важно учесть характеристики грунта, чтобы подобрать подходящее “обмундирование” и добиться максимальной пользы от машины.

Самый важный фактор, определяющий производительность фронтального погрузчика, – коэффициент сцепления колес с грунтом. Этот коэффициент может колебаться от 0,4 при повышенной влажности до 0,7 при сухом грунте (гравий, щебень). Так как усилие копания у погрузчика в конце концов зависит только от взаимодействия между шинами и грунтом, очень важно заботиться о состоянии опорной поверхности на погрузочной площадке. Фактор, определяющий производительность работы со стороны погрузчика, – это его масса, если принимать во внимание, что мощность двигателя и конструкция привода рассчитаны с достаточно хорошим запасом для реализации передвижения.

В погрузчиках последних поколений привод хода контролируется коробкой передач, с переключением под нагрузкой, без остановки привода. Такое управление позволяет регулировать силу тяги для создания усилия при копании, помогает работать плавно. Если при этом машина работает на сухом, хорошо размельченном гравии или другом подходящем грунте, усилие копания будет достигать 70% массы самого погрузчика - отличный показатель, говорящий о высокой эффективности. Поэтому подготовка площадки и самого погрузчика к работе - это те факторы производительности, которые доступны для использования всем владельцам, без необходимости что-то докупать.

Суммируя сказанное, выводим следующий тезис: погрузчик - хорошее решение для карьера, а его производительность может быть увеличена грамотным планированием площадки, подбором ножей и зубьев под материал забоя, а шин - под тип грунта.