Обслуживание мини-экскаватора: гусеницы06.09.2020

Владельцы мини-экскаваторов зачастую сталкиваются с отсутствием даже базовой информации в отношении своей техники. В случаях утери мануала или покупки машины с рук, задача обслуживания спецтехники и соблюдения сроков ТО становится сложновыполнимой. В этой статье мы подробно рассмотрим процесс обслуживания гусеничной базы мини-экскаваторов моделей ЕХ10 и ЕХ22 производства Boulder.


Типы гусениц для мини-экскаваторов


На данный момент гусеницы для спецтехники этого класса производят двух видов: металлические и резиновые. Типа, превалирующего по удобству и стойкости, нет: в зависимости от задач и типа грунта, на котором работает машина в преимущественном большинстве случаев, оптимальным оснащением будет либо один вид, либо другой.

Металлические гусеницы устанавливаются на мини-экскаваторы реже, чем резиновые. Из-за особенностей материала, наиболее ценными помощниками они показывают себя на сложных грунтах, наполненных камнями, обломками скал, кусками руды. Стальные гусеницы так же хороши для работ, в которых не приходится волноваться о красоте покрытия: металл царапает асфальт, плитки и мозаику. Однако большим преимуществом является возможность передвигаться, вращаясь на одном месте без вреда для гусениц, в то время как резиновые гусеницы требуют осторожности при работе на щебне, металле или осколочном бетоне. В целом, металлические гусеницы более долговечны и имеют меньше ограничений к использованию, но, к сожалению, редко когда отвечают задачам, стоящим перед большинством мини-экскаваторов: локальные работы в городской черте или сельской местности.

Резиновые и прорезиненные гусеницы – подходящее решение для городской среды или частных хозяйств. Именно они преимущественно и составляют ходовое оснащение всех выпускаемых на сегодняшний день мини-экскаваторов. Обусловлено это целым рядом рядом факторов:


- низкая цена в сравнении с полностью металлическими гусеницами;

- универсальность для разных задач – хорошо подходят для работ на разных грунтах и в разные сезоны;

- простота замены – резиновые гусеницы легче металлических и сменить их под силу одному человеку;

- доступность покупки – гусеницы представлены широким ассортиментом у разных производителей.


Резиновые и прорезиненные гусеницы меньше разрушают грунт, хорошо подходят для стройплощадок, могут применятся даже на газоне – за счет своей мягкой текстуры и легкости, они не травмируют покрытие, по которому движутся. В целом такие гусеницы более универсальны, так как комфортно себя чувствуют и на бездорожье, и в облицованном плиткой павильоне.

Особенность применения компактной спецтехники в условиях города также диктует свои условия: поскольку тех.работы проводятся преимущественно ночью, то оборудование машин резиновыми или прорезиненными гусеницами помогает снизить уровень производимого шума.

Для мини-экскаваторов Болдер моделей ЕХ10 и ЕХ22 используются сухие прорезиненные гусеницы марки Trelleborg. Это обусловлено спецификой работы техники: так как преимущественно машины данного класса выбирают для работ локального характера, часто - для личного пользования на приусадебных хозяйствах, важным фактором при разработке являлась возможность для оператора сменить гусеницу самостоятельно, а так же доступность материала.

Стандартная комплектация мини-экскаваторов Boulder моделей ЕХ предусматривает оснащение прорезиненными гусеницами с невысоким рисунком и двойными роликами фланцевого типа, которые увеличивают устойчивость экскаватора и эффективность его передвижения.



Самостоятельная замена гусениц на мини-экскаваторе


Процесс замены гусениц на мини-экскаваторах моделей ЕХ происходит одинаково. Желательно проводить замену гусеницы в паре с помощником, для обеспечения наиболее быстрого и безопасного хода процесса. Совместные слаженные действия позволят выполнить замену за несколько минут.

Алгоритм работы:


  1. Используя стрелу и отвал (при наличии), оператор отжимает мини-экскаватор таким образом, чтобы его ходовая часть повисла в воздухе, не касаясь грунта.
  2. Ослабляется натяжение гусеницы, для чего предварительно удаляется смазка из регулировочного механизма. Для этого необходимо прибегнуть к ослабляющим поворотам регулировочного винта тавотницы.
  3. Выполняется ослабление направляющего колеса: самостоятельно или с помощью подручных средств, таких как лом или деревянный брусок, используемых как рычаг. Под ведущую звездочку укладывается подсобный инструмент, после его ее проворачивают до момента наезда и обратно. Гусеница с легкостью отделяется после этой процедуры с помощью лома или другого рычага, достаточно отжать ее в бок таким образом, чтобы она покинула направляющее колесо.
  4. Новая гусеница устанавливается в первую очередь на ведущую звездочку, и лишь затем – на ленивец. После расположения гусеницы, звездочку прокручивают назад, чтобы все части механизма заняли свое место и плотно встроились друг в друга.




Профилактика преждевременного износа гусениц


На износ гусениц влияет множество факторов: интенсивность использования техники, тип грунта, на котором используется спецтехника, условия хранения и сроки проведения ТО. Для резиновых гусениц условия особенные: время от времени они нуждаются в дополнительном натяжении. Армирующий корд предохраняет гусеничное полотно от излишнего растяжения, но множество вредных факторов, таких как абразивные грунты, влажность и т.д., провоцируют износ в месте контакта ведущего колеса с гусеницей. В результате натяжение гусениц постепенно ослабевает и требует коррекции. Стандартный срок, рекомендуемый для проведения диагностики состояния гусениц на мини-экскаваторе, составляет 50 часов при активной эксплуатации. Не пренебрегайте диагностикой и уделяйте своевременное внимание натяжению гусениц.

Алгоритм проверки:


  1. Используя стрелу и отвал (при наличии), оператор отжимает мини-экскаватор таким образом, чтобы его ходовая часть повисла в воздухе, не касаясь грунта.
  2. Измеряется провис между центральными опорными катками и лентой. В случае, если расстояние составляет от 10мм до 15мм, натяжение является соответствующим норме. Если провис ленты около 20мм или более, необходимо провести натяжку. Расстояние менее 10мм свидетельствует о перетяжке гусеницы и требует ее ослабления.

 

Алгоритм починки:


  1. Недостаточное натяжение гусениц фиксируется добавлением (набивкой) необходимого количества смазки в механизм. Недостаточно натянутая гусеница приводит к ускоренному износу, перепотреблению топлива и риску слететь во время проведения работ.
  2. Излишняя натяжка гусеницы исправляется удалением излишков смазки методом ослабления регулировочного винта и его последующей подтяжки, после нормализации натяжения. Перетянутая гусеница наносит вред элементам ходовой части машины, а так же существенно ускоряет износ гусениц мини-экскаватора.


Профилактика износа гусениц ложится на плечи оператора так же и правильным содержанием техники. Используя резиновые гусеницы на мини-экскаваторе, помните о необходимости оценки места проведения работ и выборе соответствующих режимов использования техники. Кроме того, резиновые гусеницы для мини-экскаватора требуют периодического осмотра и обслуживания, защиты от грязи, солей и нефтепродуктов. Важно учитывать также фактор повреждения. Если небольшие порезы практически не влияют на состояние гусеницы, глубокие дефекты могут нанести ущерб состоянию корда, поскольку открывают к нему доступ влаги и вызывают преждевременную коррозию, сокращая срок службы гусеницы в целом.